vasiliev_vladim

Category:

Субъект истории – это кто?

Кратко резюмировано, кто является действительным субъектом исторического развития вообще и социальной революции, в особенности, место и роль разделения человечества на свои особые (обособленные и особенные) части в историческом развитии всего человечества или, что есть то же самое, диалектика целого и части в историческом развитии.

Также кратко рассмотрены состав, место и роль субъективного фактора в подготовке и совершении социальной революции, в том числе соотношение народных масс, общественных классов и политических партий, выражающих и осуществляющих интересы тех или иных классов.

Род человеческий и народы как действительный субъект истории.

Вот уже более двух десятков лет радетели «народного счастья» сокрушаются: почему это в России «народ безмолвствует»? и доколе он будет безмолвствовать?

Но мало кто дает себе труд понять, что ни политическую, ни, тем более, социальную революцию никогда и нигде не начинали сами народные массы, во-первых.

И что, во-вторых, практически все попытки подвигнуть #народные_массы к началу революции (#революция ), которые предпринимались не «революционерами сверху», а «революционерами из средины» (#революционеры ), не находили и не находят поддержки со стороны народных масс доколе сами «верхи» не вынудят народные массы к этому. «Революционеров снизу» в народе нет, иначе бы народ не безмолвствовал, а он безмолвствует.

Даже Ульянов (Ленин) за месяц до падения самодержавия был убежден, что при его жизни в России революция не произойдет. Но она произошла, и весьма вскоре.

Даже владея той методологией анализа конкретной исторической и политической ситуации, которой владел Ильич, и владея ею так, как он владел, основываясь на том, о чём, что и как сообщают не столько СМИ, сколько проверенные и квалифицированные информаторы с мест, как правило, никто не может во всякий данный момент сделать никакой иной вывод, кроме как о невозможности революции. Если, конечно, она уже очевидно для всех не началась.

Либо же, что есть частный случай предыдущего, даже при таких условиях и предпосылках возможен лишь вывод о возможности революции только в качестве «сверхъестественного» сбоя в «системе».

#зигзаг_истории – вот что есть этот «#сбой_системы », который не исчислим не только средствами буржуазной науки, но и средствами пролетарской революционной науки на том уровне её развития, на который к началу 1917 года поднялся лишь только один Ульянов (Ленин).

Историю делает весь род человеческий (#человечество ), орудиями которого выступают конкретные #народы, а не те или иные общественные классы как таковые и, тем более, не политические партии.

И социальную революцию совершает народ, авангардом которого выступает соответствующий общественный класс, мобилизующий широкие народные массы на свершение своей (этого общественного класса) социальной революции.

Иными словами, такой общественный класс, будучи частью конкретного народа, выступает организатором социальной революции в нём.

В действительности в этом случае такой #общественный_класс мобилизует народные массы на преобразование самих себя (и широких народных масс, и мобилизовавшего их на социальную революцию общественного класса) и самоё себя (народа и рода человеческого в целом) в свое новое социальное (общественное) качество.

#социальная_революция, если рассматривать её лишь в той части, которая развертывается в границах особого производственного общественного организма (= особого социума), – это переворот в самой общественной природе соответствующих народов и в общественной природе являющихся их органическими представителями (частями) индивидов.

Однако в действительности социальная революция развертывается, совершается и завершается отнюдь не в рамках одного, отдельно взятого особого социума (отдельного народа или обособленного общественного организма), оформленного или подлежащего оформлению в особое государство посредством совершения этой социальной революции.

И даже не в рамках отдельной – цивилизационной (культурной) – группы народов развёртывается и совершается социальная революция. 

Социальная революция, в конечном итоге, охватывает весь род человеческий, и только тогда в действительности завершается, когда завершает соответствующий переворот в общественной природе всего рода человеческого и человека, то есть во всей совокупности производственных и иных общественных отношений всего рода человеческого.

Поэтому соответствующие социальные революции в особых социумах, посредством которых совершается конкретная социальная революция во всём человечестве, есть не что иное, кроме как частные и одновременно особенные социальные революции, совершающиеся в особых социумах.

Социальная революция завершается лишь тогда, когда стал необратимым переход к новому ансамблю всех общественных отношений во всём человечестве, идущему на смену предшествующему ему ансамблю всех общественных отношений, включая отношения всего рода человеческого как целого ко всей своей неорганической (освоенной и присваиваемой) и органической (собственно человеческой) природе.

#экономическая_социальная_революция, в результате которой на смену архаической общественной формации пришла экономическая общественная формация, завершилась лишь тогда, когда все отношения, входящие в ансамбль общественных отношений рода человеческого, по своей общественной природе стали экономическими общественными отношениями, основанными на отделении общественных классов, господстве и подчинении, эксплуатации человека человеком, частичном человеке.

#коммунистическая_социальная_революция завершится лишь тогда, когда все общественные отношения рода человеческого станут коммунистическими общественными отношениями, основанными не просто на отсутствии политического и социального неравенства между людьми и эксплуатации человека человеком. Это – всего лишь диалектически отрицательная характеристика коммунистической общественной формации.

Коммунистическая социальная революция завершится лишь тогда, когда все общественные отношения будут основаны на таких общественных условиях и предпосылках, которые обусловливают необходимость, неизбежность и необратимость полного и всецелого присвоения каждым человеком своей родовой сущности, её свободного развития вне кем бы то ни было положенных пределов. И только это является диалектически положительной характеристикой коммунистической общественной формации.

Экономическая социальная революция совершалась и свершилась посредством ряда материальных и социальных переворотов (социальных революций), каждый из которых стал прогрессивной эпохой развития экономической общественной формации – азиатской, античной, феодальной (новоевропейской) и капиталистической.

В отличие от двух прогрессивных эпох развития, которые присущи исключительно и только Западу, азиатская и капиталистическая прогрессивные эпохи развития есть всеобщие прогрессивные эпохи развития всего рода человеческого.

Античная и феодальная (новоевропейская) прогрессивные эпохи развития суть особенные эпохи развития исключительно и только всего лишь одной – малой – части рода человеческого, обособившейся как Запад.

Посредством выделения и революционного развития малой своей части – Запада – и его революционизирующего (по большей части сопряженного с насилием и грабежом) воздействия на все другие части рода человеческого человечество создало материальные и иные предпосылки перехода всех своих частей на капиталистическую ступень развития, чтобы, опираясь на неё, совершить коммунистическую социальную революцию.

Посредством выделения малой части, насилия, грабежа и эксплуатации этой малой частью всех остальных частей человечеством совершалась концентрация ресурсов для опережающего развития своей малой части, без чего невозможно становление человечества новой органической целостностью на качественно более высоком уровне.

Так же посредством выделения и разделения общественных классов и эксплуатации одними классами других классов совершается концентрация ресурсов и развитие малой части конкретного народа, а чрез это, в конечном итоге, – и всего народа, но лишь до исторического предела, полагаемого соответствующим общественным качеством – ансамблем всех воспроизводственных отношений или, иначе, общественной формой производства данного народа как самого себя.

Но и это далеко еще не всё.

Все иные, кроме Запада, части рода человеческого отнюдь не прозябали в те эпохи, в которые #Запад развивался революционно и более интенсивно. Речь идёт об античной, феодальной (новоевропейской) и собственно буржуазной эпохе развития самого Запада до её (капиталистической эпохи Нового Запада) превращения в капиталистическую эпоху всего рода человеческого.

Технический базис античного и новоевропейского (феодального) способов производства в действительности создан отнюдь не Западом, но Востоком, то есть всем прочим человечеством, без чего Запад как таковой и его интенсивное развитие были невозможны, во-первых.

Но и Запад в эпоху античности и феодализма оказывал и оказал существенное модифицирующее воздействие на #Восток, не говоря уже о буржуазной – западной – эпохе становления капитализма в качестве всеобщей прогрессивной эпохи развития всего человечества.

Всеобщая капиталистическая социальная революция рода человеческого представляет собой весьма долгую – более чем трёх тысячелетнюю – эпоху «долголетних битв, ...нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог» античного, новоевропейского (феодального) и азиатского устройства особых социумов в составе всего человечества.

То, как протекала эта прогрессивная эпоха исторического развития на Западе, специфически отличается от того, как она протекала на Востоке, и наоборот. 

Но и на Западе, и на Востоке капиталистическая прогрессивная эпоха развития есть своя специфическая эпоха долголетних битв, нескольких периодов натиска с промежутками контрреволюционных судорог.

То же относится и к особенным социальным революциям, то есть к социальным революциям перехода от античности через «феодализм» к капитализму на Западе вообще и в каждой из стран Запада, в особенности.

Это верно и для перехода от азиатского строя (на техническом базисе, аналогичном техническому базису прогрессивной эпохи феодализма становящегося Новым Запада) к капиталистическому строю через азиатский строй на техническом базисе капитализма. То есть это верно также и для так называемых второй, третьей и последующей волн капиталистического развития.

Да и коммунистическая социальная революция не может свершиться иначе, кроме как волнами с промежутками контрреволюционных судорог и т.д., хотя во всех иных отношениях она существенно отличается от всех предшествующих социальных революций. По многим существенным параметрам эти различия подробно рассмотрены в опубликованных мною в течение 2012-2020 годов статьях.

Ныне самоё историческое развитие не только всего человечества, но и народов России вплотную подвело нас к осмыслению того, что есть #субъективный_фактор_социальной_революции, каковы его состав, структура, место и роль в свершении революции.

Субъективный фактор революции и удержание власти господствующим классом.

Субъективный фактор революции есть всего лишь иное выражение субъекта этой революции, а точнее – общественный характер этого субъекта революции как практического организатора и движителя этой революции, более или менее осознанно и целенаправленно осуществляющего эту революцию.

Субъективный фактор революции отнюдь не сводится ни к совокупности политических корпораций духовного родства (= совокупности политических партий), ни к той политической партии, которая является авангардом общественного класса, определяющего специфическое отличие и характер соответствующей социальной революции.

Поскольку действительными субъектами революций являются народы, постольку субъективный фактор революции и есть сами эти народы, но не как совокупность людей (не как население) и даже не как народы вообще. 

Субъективный фактор революции – это совокупность народов, входящих в соответствующий особый социум, мобилизованная и организованная как ансамбль широких народных масс, в общественной практике и своей общественной практикой являющий самоё себя (ансамбль) в качестве исторического деятеля, движимого вполне определённым осознанием необходимости революции (радикальных перемен) к достижению действительных целей этой революции.

И совсем другой вопрос – каково это революционное сознание, мотивирующее революционные общественные настроения, насколько это сознание есть иллюзорное (= идеологическое) сознание, во-первых.

Точно также – это совсем другие и разные, но практически архиважные вопросы о том, какова та действительная цель, к которой посредством совершения социальной революции стремится её действительный субъект, во-вторых, и какова та цель, которая декларируется социальными группами, конституировавшими себя в качестве субъектов революции, в качестве цели революции, в-третьих.

Подлинным субъектом социальной революции, то есть ее субъективным фактором, является, прежде всего, революционный общественный класс, который в процессе и процессом возникновения революционной ситуации и развёртывания её в полномасштабную социальную революцию утверждает самоё себя в качестве класса для себя – как организованный для своего господства сегодня и в обозримом будущем общественный класс.

Но одним только революционным классом, организующимся в господствующий класс, субъективный фактор социальной революции отнюдь не ограничивается.

До сих пор в истории ни один #революционный_класс не смог завоевать и удержать государственную власть, а равно и стать действительно господствующим классом без стратегических и тактических союзов с социально близкими большими социальными группами, являющимися частями иных общественных классов, и без использования всякого рода попутчиков из других общественных классов.

Иными словами, субъективным фактором социальной революции в действительности является ансамбль всех движущих сил этой революции, исторически определённым способом организованный и в той или иной мере отмобилизованный на решение задач и достижение цели этой социальной революции.

Главными организаторами и руководителями движущих сил социальной революции до сих пор выступали и выступают #политические_партии не зависимо от того, оформлены они институционально в качестве политических партий, либо же они возникли и действуют в иных формах институциональной социальной организации корпораций духовного родства.

Чем определяются место и роль политической партии революционного класса в этом процессе его (общественного класса) самоорганизации в господствующий класс? 

Прежде всего, они определяются уровнем развития соответствующего особого производственного общественного организма (одновременно и как материального, и как политического, и как духовного государства) вообще и самого революционного класса, политическим и идеологическим авангардом которого является эта партия, в особенности. 

Далее, партия не есть нечто само по себе и для самой себя сущее. Она есть производная от общественного класса его часть, а именно та часть, которая выражает его классовые интересы и служит их осуществлению, выступая в качестве авангарда всего этого общественного класса или же в качестве авангарда той или иной крупной структурной части этого класса. 

Однако всякая политическая партия есть выделенная общественным классом форма институциональной социальной организации, которая не есть форма организации всего данного класса как класса, но есть всего лишь одна из институциональных форм его (этого класса) социальной организации.

В-третьих, место и роль политической партии определяются тем, в какой мере осознанно и насколько адекватно она сама как общественная корпорация (как целое) политически и идеологически выражает и осуществляет классовые интересы того общественного класса, действительной частью которого и (или) орудием которого она является.

Место и роль партии в организации класса в класс для себя определяется именно тем, насколько адекватно, а не иллюзорно осознает данная партия классовые интересы своего общественного класса в его целом, с одной стороны, и насколько адекватно она выражает и осуществляет на практике эти классовые интересы, с другой. 

Поэтому, с одной стороны, место и роль конкретной партии определяется тем, является ли присущее ей как целому осознание интересов своего класса формой выражения идеологии всего этого общественного класса в его целом или оно есть форма выражения идеологии только некоей особенной части этого класса (и тогда – какой именно части). 

А с другой стороны, подлинные место и роль партии определяются теми классовыми интересами, которые в действительности, а не на словах, не декларативно только выражает и осуществляет на практике данная политическая партия, и в какой части она выражает и осуществляет эти интересы этого класса.

Либо политическая партия в действительности выражает и осуществляет интересы всего того общественного класса, частью которого она является, либо – интересы некоей особенной части (и какой конкретно особенной части) того общественного класса, частью которого она в действительности, а не на словах, не декларативно является.

Отсюда в части эксплуатируемых классов неизбежны два особенных идеально-типических случая, когда политическая партия якобы эксплуатируемого класса в действительности является орудием идеологического и политического подчинения господствующему классу этого эксплуатируемого класса.

Первый – политическая партия, оставаясь по своему социальному составу по преимуществу частью эксплуатируемого общественного класса, в действительности может изначально являться или чрез некоторое время стать орудием политического и идеологического господства над этим общественным классом другого (господствующего) класса, то есть приводным ремнем господствующего класса к классу эксплуатируемому.

И второй – и по своему социальному составу, и по своей действительной общественной практике являясь частью господствующего класса, некая партия в общественной жизни представляет самоё себя в качестве политической партии эксплуатируемого класса, на практике «соединяющей передовую теорию с эксплуатируемым классом», будучи в действительности не более чем приводным ремнем к эксплуатируемому классу.

В-четвертых, политическая партия не есть единственный или всеобщий авангард класса, но она есть не более чем особенный политический авангард класса или, иначе, она есть особенная политическая корпорация духовного родства.

В отличие от иных институциональных форм организации класса (= в отличие от иных классовых корпораций), политическая партия создается и действует с целью возведения классовых (по существу своему частных) интересов класса в интересы общие и всеобщие и осуществления этих частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов обособленного общественного организма (общества).

Каковы главные условия или, иначе, каковы главные предпосылки осуществления частных интересов класса в качестве общих и всеобщих интересов всего обособленного общественного организма (общества)? 

Общим таким условием, а равно и общей предпосылкой является завоевание (установление) и удержание классового господства соответствующего общественного класса в данном особом производственном общественном организме, то есть, как минимум, в данном конкретном политическом государстве.

Поэтому особенным условием, а равно и особенной предпосылкой, резюмирующей в общественной практике указанное в предыдущем абзаце общее условие и предпосылку, является завоевание (установление), осуществление и удержание государственной власти в руках общественного класса.

Практическим институционально организованным орудием этого как раз и является политический авангард этого класса, который в условиях развитого буржуазного политического государства институционально и технологически (практически применяемые социальные, в том числе политические, технологии) организован как система соответствующих парламентских партий.

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened