vasiliev_vladim

Categories:

К вопросу о сущности "социализма с китайской спецификой"

mercant опубликовал сегодня в ленте «Нового рабочего» (см.: Неожиданное мнение ) изложение Е.Ю. Стабуровой статьи Мао Цзе-дуна (#маоизм ) «Широкий союз народа» (июль-август 1919), опубликованной в журнале «Синцзян пинлунь».

К этой публикации в ленте «Нового рабочего» мною дан развёрнутй комментарий, который выношу здесь в отдельную заметку по существу темы, указанной в заглавии, дополнив его (чтобы было понятно, о чём идёт речь) републикацией того, что написано Мао Цзе-дуном, а также некоторыми существенными дополнениями, для которых не было места в комментарии.

Итак, Мао Цзе-дун пишет: «Великий союз должен начинаться с маленьких союзов. Мы должны подняться и последовать примеру наших братьев из других стран. Мы должны организовать очень-очень много наших собственных союзов. …Эти маленькие союзы станут фундаментом единого общенародного союза». 

В этой статье далее Мао Цзе-дун утверждал, что после создания широкого союза народа можно будет приступать к преобразованию общества, используя один из двух методов, каждый из которых казался ему в равной мере приемлемым в Китае, а именно «метод Маркса» и «метод Крапоткина».

«Метод Маркса» Мао Цзе-дун назвал «методом экстремистов», которые придерживаются того же принципа, что и средневековый китайский философ Чжу Си — «поступай с другими так же, как они поступают с тобой».

«Экстремисты, — говорилось в статье Мао Цзе-дуна, — призывают бороться с аристократами и капиталистами до конца. Глава этой партии — человек по имени Маркс, который родился в Германии».

«Существует еще одна партия, — продолжал Мао Цзе-дун в этой статье, — более умеренная, чем партия Маркса. Она не ожидает быстрых результатов, но начинает с воспитания простых людей. Все люди должны обладать моралью взаимопомощи и работать без принуждения.

Что до аристократов и капиталистов, то эта [партия] надеется, что они исправятся и станут творить добро, они будут работать и помогать людям, а не вредить им, и убивать их необязательно.

Идеи этой партии шире и идут гораздо дальше. Она хочет объединить весь земной шар в единую страну, объединить человеческую расу в единую семью и достичь мира, счастья и дружбы (только не в японском понимании этого слова), а также процветания.

Глава этой партии — человек по имени Кропоткин, который родился в России».

В Китае вот уже ок. двух с половиной тысяч лет сосуществуют три главных идеологии:  #даосизм , #конфуцианство и #буддизм . Из них только две (конфуцианство — в основном, как правило, а буддизм — изредка) становились идеологиями собственно правящего класса.

До сего дня в Китае именно к Кун-цзы (#Конфуций ) возводят исповедуемую большинством населения, начиная с господствующзего класса, доктрину функционирования Поднебесной, согласно которой этические (моральные, нравственные) ценности, нормы, ритуалы = процедуры (это центральная категория "Ли" в учении Кун-цзы) первенствуют (должны первенствовать в Поднебесной) над любыми другими видами, формами и способами регулирования общественных отношений.

Изначально эта доктрина функционирования была циклической доктриной, согласно которой Поднебесная из состояния «хунь лунь» (#хаос ) переходит в «приемлемое» состояние «сяо кан» (#малое_процветание ) и далее, в случае благоприятных условий, может (и должна, согласно социально-политической концепции конфуцианства) перейти в «идеальное» состояние «да тун» (Великое единение, Великое равенство, Великое тождество, полное соответствие, гармония или #абсолютное_процветание ).

Однако в случае, когда и если произойдёт «срыв» (а такое согласно учению Кун-цзы вполне вероятно, если править будет не «благородный муж» или, иначе, не «Сын Правителя» — идеал чиновничества в Китае, действующиего от имени «Сына Поднебесной», а «ничтожный (низкий, подлый) человек»), то Поднебесная неизбежно переходит в состояние «хунь лунь» (хаоса).

Кстати говоря, одним из признаков срыва в «хаос» в Китае всегда считалось умножение числа «законов», издаваемых властью, а равно и всё более частое внесение изменений в действующие нормы, правила, ритуалы (центральная категория «Ли» в учении Кун-цзы).

Так вот, Мао Цзе-дун в этой статье 1919 года, во-первых, выражает идущее от Кун-цзы (Конфуция) учение об обществе вообще и об идеальном обществе «да тун» (Великое Единение, Великое равенство, Великое тождество/ подобие), в особенности.

И  выражает его Мао Цзе-дун, во-вторых, в ходе той философско-политической  дискуссии, которая шла в Китае ещё со времён восстания «тай пин'ов» (1850–1864).

Идеолог и вождь «тайпинов» Хун Сю-цюань впервые соединил конфуцианскую концепцию «да тун» с историософской идеей «тай пин» (Великое равновесие), имеющей не только конфуцианские, но также и даосские корни («Тай пин цзин» — «Канон Великого равновесия»), однако интерпретировал это соединение согласно иудео-христианским заповедям. 

Идеолог буржузного реформизма (#реформизм ) в Китае Кан Ю-вэй в идеале «да тун»  соединил религиозную функцию конфуцианства (вероисповедание конуфианства) с признанием  социалистических принципов, впервые включив в специально разработанную  им теорию достижения конфуцианского идеала «да тун» идеи социально-исторического прогресса (= идеи Нового Запада).

Именно Кан  Ю-вэй перевернул традиционную на Востоке последовательность (от «золотого века» — к  «упадку» и «распаду, разложению»), выдвинув в противовес этому тезис о поступательном движении истории к стадии «тай пин».

Так вот на этой стадии «тай пин» в будущем окажется человечество, если оно сможет (а оно должно, согласно его концепции) достигнуть идеального состояния «да тун». Именно этой теме Кан Ю-вэй посвятил своё самое значительное произведение — «Да тун шу» («Книга о Великом единении», 1884–1902). 

Тогда же в конце 19-го века в Китае под названием «Да тун сюэ» («Учение о Великом единении», 1899) был издан первод на китайский язык книги Б. Кидда «Социальная эволюция» (1894).

После событий 1917 в России идеолог «Синхайской революции» (1911) и основатель «Гоминьдана» (#Гоминьдан ) Сунь Ят-сен усмотрел в «да тун» и цель, и результат грядущей мiровой революции. 

Достижение состояния «да тун» в качестве цели всего общественного развития было воспето Сунь Ят-сеном в гимне «Гоминьдана», обнародованном в 1924 при открытии военной академии Вампу. Этот гимн в 1937 стал официальном гимном Китайской Республики и остаётся таковым на Тайване (#Тайвань ).

В современном политическом лексиконе руководства #КПК и #КНР «да тун» обозначает «абсолютное общественное процветание Китая на высшем мiровом уровне» (то есть на уровне США и европейских «блистатаельных вторых»), а «сяо кан» — «относительное процветание на уровне среднеразвитых стран мiра». И это в программных документах КПК закреплено, и закреплено достаточно давно уже.

В соответствии с идеалом «да тун» руководство КПК и КНР в средине 2010-х годов выступило с глобальной инициативой «Сообщества единой судьбы человечества», которая получила одобрение в ООН. Идея «да тун» является также и социокультурным основанием глобального проекта «Один пояс - один путь».

Так  что подлинным марксизмом в КНР совсем не пахло и не пахнет, кроме использования  «марксистско-ленинской терминологии». 

В особенности это использование усилилось именно в то время, когда потребовалось получить, во-первых, отказ #Джугашвили (Сталина)  поддерживать «Гоминьдан» (против КПК, возглавляемой с рубежа 1920-1930-х годов Мао Цзе-дуном, Джугашвили боролся очень долго, и боролся в союзе с «Гоминьданом», поддерживая именно «Гоминьдан»), а также получить от #СССР всё вооружение Квантунской армии и иную поддержку для победы над «Гоминьданом», его изгания из материкового Китая.

Но боролся Джугашвили (Сталин) с КПК совсем не потому, что фактически доминировавшая в ней идеология была не марксистской, а потому, что в руководстве КПК в большинстве  были коминтерновцы (не только зиновьевцы и троцкисты, но и сторонники Грамши и других европейских марксистов), с которыми Джугашвили боролся по всему мiру не на жизнь, а на смерть.

И именно в борьбе с марксистами, троцкистами и всеми прочими «антисталинистами» складывался союз Мао Цзе-дуна и Джугашвили (Сталина).

Не менее существенную, если не вообще  определяющую, лепту в разрыв Джугашвили (Сталина) с «Гоминдьданом» внесли США.

И  использовало «марксистско-ленинскую терминологию» руковдство КПК  наиболее активно и далее (после 1949 года), когда, во-вторых, потребовалось, чтобы вплоть до  1958-1959 годов (2-ая сессия 8-го съезда КПК в мае 1958) именно СССР восстанавливал и строил КНР — вот тогда-то и возникло «советский и китаец — братья на век»...

А сразу же после этого Мао Цзе-дун перешёл к «политике трёх Красных Знамен» — «большому скачку», «дачжаизации всего Китая» («коммуны») и «культурной революции».

И уже эта «история» закономерно, необходимо и неизбежно привела к нарастанию и обстрению конфликтов с СССР и полная переоринетации на США, Британию и Европу (идеологический концепт «да тун», однако, именно этого требовал), из которого как раз и возникло «китайское экономическое чудо»...

Error

Comments allowed for friends only

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened